Проверка катализатора без оборудования: 3 способа

Катализатор — один из ключевых элементов выхлопной системы автомобиля, отвечающий за снижение уровня вредных выбросов. Однако, как и любая другая деталь, со временем он может забиться или выйти из строя. Обычно диагностику катализатора проводят с помощью специализированного оборудования, но в реальных условиях у автовладельцев не всегда есть доступ к сервису или сканеру. В таких случаях можно прибегнуть к проверке катализатора подручными способами — без использования профессиональной техники. Ниже подробно рассмотрим три наиболее эффективных и доступных метода.

1. Визуальный и слуховой осмотр выхлопной системы

Первое, на что стоит обратить внимание — это работа двигателя и состояние выхлопной трубы. Неисправный катализатор нередко даёт о себе знать изменением звука при работе мотора. Например, появляется глухой, «удушенный» звук, особенно при попытке резко набрать обороты. Это связано с тем, что отложения внутри катализатора создают препятствие для прохождения выхлопных газов, и двигатель буквально «задыхается».

Если открыть капот и аккуратно поддать газу, можно заметить, как двигатель неохотно реагирует, а иногда даже «проваливается» при резком нажатии на педаль. Это — первый тревожный сигнал. При этом стоит также обратить внимание на запах выхлопа. Если катализатор не справляется со своей задачей, выхлоп становится резким, с явным запахом сероводорода или бензина.

Также рекомендуется проверить выпускную трубу на наличие темного нагара или даже мелкой крошки внутри — это могут быть фрагменты разрушенного керамического наполнителя катализатора. Особенно этот симптом характерен для автомобилей с пробегом от 150 тысяч километров и выше.

2. Проверка динамики разгона и поведения двигателя на холостом ходу

Один из наиболее наглядных способов выявить проблему — это поведение автомобиля в движении. Если катализатор забит, двигатель начинает работать нестабильно, особенно при разгоне. Попробуйте разогнаться в гору или резко ускориться на ровной дороге. Если при этом машина «тупит», двигатель будто теряет мощность, а стрелка тахометра поднимается неохотно — это серьёзный повод подозревать засор катализатора.

Особенно важен тест в условиях высокой нагрузки. Именно тогда становится ясно, что выхлопные газы не успевают выйти через катализатор, и мотор начинает терять в эффективности. Даже при полном нажатии на педаль газа автомобиль может разгоняться вяло, а в некоторых случаях — начать дёргаться или уходить в аварийный режим.

На холостом ходу можно заметить нестабильные обороты, которые «плавают» или стремительно падают после перегазовки. Иногда двигатель может даже заглохнуть без видимой причины — это происходит из-за того, что газы не могут своевременно покинуть выпускную систему, и мотору не хватает воздуха.

3. Механическая проверка давления на выхлопе

Этот метод хоть и немного более трудоёмкий, но вполне реализуем в гаражных условиях без специальной аппаратуры. Суть его в том, чтобы проверить наличие обратного давления в выпускной системе. Это можно сделать, сняв лямбда-зонд (кислородный датчик), расположенный перед катализатором.

После снятия датчика (предварительно отключив питание и остудив двигатель), заведите автомобиль. Если двигатель начинает работать заметно лучше — ровнее холостой ход, улучшение отклика на газ — это свидетельствует о том, что в катализаторе образовалась пробка, препятствующая выходу газов. Освободив отверстие, вы создали временный «обход», и система выровнялась.

Некоторые автовладельцы используют временные проставки или адаптеры для проверки, но даже простое снятие датчика даёт нужный эффект. Естественно, долго ездить с выкрученным датчиком нельзя, но для диагностики это вполне безопасно и эффективно.

Вывод

Проверка катализатора без оборудования — задача выполнимая. Несмотря на то, что на 100% убедиться в неисправности можно только при помощи сканера или разборки, вышеописанные методы позволяют с высокой вероятностью определить наличие проблемы. Ключевыми признаками являются ухудшение динамики, нестабильная работа мотора, запах из выхлопной трубы и изменения в звуке работы двигателя. Если вы заметили хотя бы часть этих симптомов — пора задуматься о посещении сервиса или, как минимум, замене катализатора.