Регулировка клапанов на двигателе H4M Renault: пошаговая инструкция

Двигатель H4M, устанавливаемый на автомобили Renault, отличается высокой надёжностью и простотой обслуживания. Этот мотор, пришедший на смену более ранним версиям, заимствован у Nissan (аналог — HR16DE), что объясняет его японские корни и конструктивные особенности. Несмотря на то что в конструкции H4M применяется гидрокомпенсаторы, в некоторых комплектациях и при определённых условиях возникает необходимость ручной регулировки тепловых зазоров клапанов. Особенно это актуально после длительной эксплуатации автомобиля, когда характеристики мотора могут измениться.

Когда и зачем нужна регулировка клапанов

В нормальных условиях эксплуатации зазоры клапанов сохраняются в пределах нормы на протяжении десятков тысяч километров. Однако по мере износа компонентов ГРМ (газораспределительного механизма), ухудшения качества топлива или длительной эксплуатации на высоких оборотах тепловые зазоры могут выходить за допустимые пределы. Это приводит к изменению фаз газораспределения, падению мощности, увеличению расхода топлива, перегреву клапанов, а в худшем случае — к их прогоранию.

Регулировка клапанов необходима, если вы заметили посторонние звуки из ГБЦ (головки блока цилиндров), нестабильную работу двигателя на холостом ходу или снижение тяги. На практике рекомендуется проверять зазоры каждые 60 000 км или при каждом капитальном обслуживании.

Подготовка к работе

Для регулировки клапанов на двигателе H4M потребуется набор инструментов, включающий:

  • Щупы для измерения зазоров (от 0,10 до 0,35 мм);

  • Набор головок и ключей;

  • Динамометрический ключ;

  • Отвёртки, чистящие салфетки;

  • Специальные шайбы регулировки зазоров (так называемые толкатели нужной толщины);

  • Магнитный инструмент для извлечения и установки шайб.

Перед началом работ важно, чтобы двигатель был полностью остужен. Температура должна быть близка к температуре окружающей среды (не более 20–25°C), иначе измерения будут некорректными.

Демонтаж крышки клапанов

Сначала необходимо снять декоративную крышку двигателя, а затем — клапанную крышку, которая фиксируется несколькими болтами. При этом рекомендуется отсоединить минусовую клемму аккумулятора, чтобы избежать случайного замыкания. Также потребуется демонтировать катушки зажигания и отсоединить все шланги, мешающие доступу к головке блока.

После снятия клапанной крышки открывается доступ к распредвалам и толкателям клапанов. На этом этапе важно визуально осмотреть общее состояние деталей — нет ли признаков перегрева, износа или повреждений.

Определение положения ВМТ и измерение зазоров

Регулировка зазоров проводится в определённой последовательности. Сначала необходимо выставить первый цилиндр в верхнюю мёртвую точку (ВМТ) такта сжатия. Для этого используется метка на шкиве коленвала и контрольное отверстие на корпусе ГРМ. Можно также воспользоваться щупом или индикатором часового типа для точного определения положения поршня.

После установки ВМТ измеряются зазоры между кулачками распредвала и толкателями. Впускные клапаны на H4M обычно регулируются на зазор 0,18 мм, выпускные — на 0,30 мм (уточняйте для своей модели, бывают отличия).

Регулировка зазоров: замена регулировочных шайб

В двигателе H4M регулировка зазоров осуществляется путём подбора и замены регулировочных шайб. Если зазор превышает или не дотягивает до нормы, следует извлечь старую шайбу, измерить её толщину и установить новую с соответствующим параметром.

Расчёт новой толщины шайбы производится по формуле:

Tн = Tс + (Zф — Zфакт)

где:
Tн — новая толщина шайбы,
Tс — старая толщина шайбы,
Zф — фактический зазор,
Zфакт — требуемый (нормативный) зазор.

Шайбы извлекаются с помощью специального инструмента и магнита. При этом распредвал не демонтируется, достаточно установить фиксатор кулачка, чтобы освободить толкатель.

После замены шайб обязательно повторно измеряются зазоры. При необходимости процедура корректируется. Работа проводится по цилиндрам в порядке 1-3-4-2.

Сборка и проверка

После завершения регулировки необходимо тщательно очистить поверхность головки и крышки от старого герметика и нанести новый. Устанавливая клапанную крышку, важно затягивать болты с нужным моментом — обычно это 8–10 Нм. После сборки подключаются все шланги, катушки зажигания и электрические разъёмы.

Запускается двигатель, и проводится его тест на холостом ходу. В идеале мотор должен работать ровно, без постороннего шума. При желании можно провести диагностику с помощью сканера OBD-II — для оценки параметров работы двигателя.

Вывод

Регулировка клапанов на двигателе H4M — не самая простая, но вполне выполнимая процедура для владельца с опытом. Она требует аккуратности, точности и знания допусков, но позволяет значительно продлить ресурс двигателя и восстановить его оптимальные характеристики. Правильный подход к этому процессу гарантирует стабильную работу мотора, экономию топлива и снижение риска серьёзных поломок в будущем.